От культуры московской руси к культуре россии

Этому способствовало и ослабление, а затем и крах Византийской империи. В 1439 г. Флорентийский собор заключает унию (союз) о воссоединении Римской (католической) и Византийской (православной) церквей. По сути, это означало подчинение православия католичеству, лишение его самостоятельности. Московский митрополит Исидор, будучи на соборе, подписал унию, но вернувшись в Москву, был заточён в монастырь. Василий Васильевич, великий князь Московский, назвал его "латынским злым прелестником". В 1442 г. собором русского духовенства был назначен новый митрополит - Иона. Скоро Русская православная церковь получила самостоятельность и основала собственную патриархию.

К этому времени выдвигается концепция "Третьего Рима". Её обосновал псковский игумен Филофей в своих посланиях Ивану III, великому князю московскому. Суть её заключается в утверждении о том, что первый Рим погиб из-за ересей, которым он позволил укорениться в раннехристианской церкви. Второй Рим, то есть Византия, пал потому, что заключил унию с "безбожными латинами", то есть с католической церковью. Теперь историческая эстафета перешла к Москве, к "третьему Риму" и последнему, потому что "четвёртому не бывать". Залогом этого служит верность московского государя "христовой вере". "Один ты во всей поднебесной христианам царь", - обращался Филофей к Ивану III.

Так, постепенно, православие стало соединять свои усилия с государством, выступая не в качестве самостоятельной силы, но зависимой от государства, подчинённой ему. В этот период "собирания земель русских", отстаивания независимости Руси - это была, несомненно, прогрессивная тенденция в развитии её культуры. Не случайно сила и влияние церкви, её авторитет усиливаются. Это находит своё выражение в литературе, изменении её символики и метафорического языка. Если мы сравним "Слово о полку Игореве" (1185-1188) с написанной спустя почти двести лет "Задонщиной", то отметим, что она проникнута образами, сравнениями, мифологией, сложившимися в православии, здесь уже отсутствуют языческие символы. И это - закономерное отражение изменений в духовной культуре Московской Руси. Господствующие позиции здесь занимает православие. Это сказалось на характере памятников, смысле культурных ценностей и оценок. Они всё в большей степени задаются православием.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz