От культуры московской руси к культуре россии

Изоляционизм российской культуры стал тормозом в её развитии. Русь вынуждена была развиваться без учета складывающейся системы разделения труда в Европе, что не позволяло развивать все сферы культуры равномерно.

Необходимо было добиться "открытости" общества, вернуть русские земли по побережьям Чёрного и Балтийского морей. Отсюда - появление следующей "сверхзадачи", способствующей тесному сплочению нации - добиться выхода к морям, прорубить "окно в Европу". Отсюда - отчаянные усилия великого князя Ивана III, царя Ивана IV, императора Петра I - устроителей не только русского государства, но и творцов русской, российской культуры.

Но развитие русской, российской культуры осуществлялось за счёт нещадной эксплуатации российского крестьянина, совершенствования крепостнических методов интенсификации аграрного труда, ограничения свободы и независимости большинства населения в интересах правящего меньшинства. По сути, российская культура продолжает мобилизационную линию развития, сложившуюся ещё в период Московской Руси, но придает ей специфические формы.

В XV-XVI вв. культура Московской Руси достигает своего расцвета. В 80е годы XV в. русские вывозили панцири в Крым. Об этом говорит переписка Ивана III с ханом Менгли-Гиреем. Значит, они были лучше, чем изделия из Дамаска, Константинополя, Багдада. Во второй половине XV в. начинает применяться водяной двигатель, что позволяет создать механический молот и ускорить процесс выделки изделий.

С XIV века в армии начинается систематическое использование огнестрельного оружия, артиллерии - "тюфяков" (от тюркского слова "туфенг" - ружьё), то есть пушек. В 1554 г. была отлита пушка весом 1200 пудов. В 1558 г. Андрей Чохов создал знаменитую "Царь-пушку" весом около 40 тонн. Она имеет длину 5 метров, калибр ствола 89 см. При Иване Грозном русские имели примерно 2 тысячи орудий.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz