От культуры московской руси к культуре россии

Великий русский историк В. О. Ключевский отмечал особенности Московского государства, его культуры, выделяя следующие черты:

Во-первых, боевой строй государства представлял из себя вооружённую Великороссию, борющуюся "на два фронта" - против Запада и Востока, рыцарей и степняков...

"Вторую особенность составлял тягловый неправовой характер внутреннего управления и общественного состава с резко обособившимися сословиями.

Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределёнными.

Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не было граждан, то есть гражданин превратился в солдата и работника, чтобы под руководством командира оборонять Отечество или на него работать.

Третьей особенностью московского государства была верховная власть с неопределённым, то есть неограниченным пространством действием".

Все были слугами государства, а оно олицетворяло волю народа, представляло народ. В период решения сверхзадачи классовый эгоистический интерес в культуре отходит на второй план, национальный - доминирует, придаёт своеобразие культуре. Государство в этот период выступает на поверхности как надклассовое, несословное. Все классы, сословия - лишь рабы общего интереса: общенародного, общенационального. Персонификацией этого общего интереса выступает фигура царя, монарха. Его воля становится всеобъемлющей, она не получает правовую, юридическую форму, но сама выступает как право царя: "царь повелел, бояре приговорили".

Отсюда - неразвитость правовой культуры, институтов права, правосознания в обществе. Над правом довлеет политика, а над политикой - мораль, выступающая в монаршем обличии. Это создаёт ситуацию, когда гражданские институты довлеют над государственными, подкрепляют их. Так, огромную роль играют народные ополчения, сходки-вече, решения "города", стремление договориться "всем миром".

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz