От культуры московской руси к культуре россии

Сказалось и техническое превосходство русских войск. Начиная с XII в., применялись тяжёлые, длиной до 170 см, железные стрелы, которые выпускались с арбалётов, использовалась броня для воинов и их коней. К этому времени они хорошо познакомились и с огнестрельным оружием. С "живым" огнём русские столкнулись ещё в XII в. В 1184 г. они захватили в плен половецкого мастера "живого огня" со всем его припасом. Ещё в 1376 г. при осаде Казани русские воины захватили орудия. Поэтому победа на Куликовом поле готовилась долго и сознательно. Но, объединив все силы Руси для отпора захватчикам, закрепить победу не удалось. В 1382 г. Тохтамыш, использовав предательство рязанского князя Олега, указавшего броды на Оке, обойдя русские войска, сжигает Москву. Князь Дмитрий вынужден был вновь платить золото - дань ордынскому хану, но уже 7 тысяч рублей серебром, да ещё 10 тысяч рублей было отдано взносов за задолжавшего князя Тверского. Ещё на столетие продлилась зависимость от прихотей Золотой Орды.

Русские князья использовали все возможности для восстановления независимости и свободы Московской Руси, в том числе и влияние православия. Православие не сразу утвердилось в качестве влиятельной культурообразующей силы. Долгие годы ему противостояла развитая языческая культура. Если мы посмотрим на величайшее художественное произведение домонгольской Руси - "Слово о полку Игореве", то отметим, что оно полно языческой символики, мифологии, сопоставлений, сравнений. Церковь не сразу смогла приспособиться к существующей культуре, так как плохо знала её. Из 20 митрополитов домонгольского периода только двое были русскими. Церковь на Руси находилась в зависимости от Византии. Не было своей патриархии. Вопреки распространённому мнению, церковные круги этого времени не выступили и единой, централизующей силой. Каждый из епископов поддерживал и оправдывал своего князя. В период татаро-монгольского ига церковь проводила соглашательскую политику, по сути оправдывая зависимость от Орды. Только начиная с Сергия Радонежского, политика церкви начинает меняться. Она приобретает национальный, патриотический, государственный характер.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz