От культуры московской руси к культуре россии

Таким образом, техническая, естественнонаучная, социальная мысль не только успешно развивалась, но и вбиралась, находила себе применение - в ратном деле. Воинская культура, в силу исторических обстоятельств, получила преимущественное, особое развитие., Растянувшаяся почти на три столетия война, прежде всего со степью, приковывала к себе всё внимание нации, вбирая в себя самый активный её компонент, способствовала преимущественному развитию одних сторон культуры за счёт других.

Для культуры Московской Руси было характерно преобладание образно-чувственного мышления и более его практическая направленность, чем стремление к построению абстрактно-схоластических картин мироздания, обобщения и теоретизирование. Это выражалось в том, что искусство, художественная культура получила приоритетное развитие по сравнению с наукой, естествознанием. Более развитые формы получило религиозное сознание, в частности, в форме православия. И в православии своих вершин достигло храмовое строительство, особенно ярко своеобразие русской культуры проявилось в деревянном храмовом зодчестве. Неповторимое художественное явление образует мир русской иконы, достигая непревзойдённого, гениального выражения в творчестве А. Рублева, Дионисия, С. Ушакова.

Если искусство преобладало над наукой, то религия преобладала над светскими формами культуры. Именно православие генерировало основные идеи, определяющие умонастроения общества: борьбу за независимость, историческое предназначение культуры - в виде концепции "Москва - Третий Рим", определившей политическое развитие страны.

Особенное значение имела нравственность. Она довлела над политикой, придавая ей смысл, значение, являясь мерилом свершённых государственных дел. Нравственность превращалась в политику, политика стала нравственной, потеряла по видимости свой классовый, эгоистический облик. Нравственность довлела над правом, выступая в виде княжеской, великокняжеской, "царской" воли.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz