От культуры московской руси к культуре россии

Тема единства - центральная в иконе "Троица" кисти Рублёва. Ей подчинена сама композиция, расположение образов и символов: все фигуры иконы как бы вписаны в незримую сферу, круг. А сфера - наиболее устойчивая из фигур, объединяющая все детали в единое целое.

Идея единения, согласия, любви людей - лиц троицы, дополняется идеей согласия мира природы и мира культуры, их симфонии. Склонённая голова ангела соответствует наклону зелёного деревца, изображённого на иконе символа природы.

Гармонии образов и символов соответствует гармония, сочетание красок, цветов - лазоревой и розовой, довлеющих на иконе. Для А. Рублёва характерна была особая краска "голубец" - ляпис-лазурь, которой он часто пользовался.

Византийские иконы при изображении "Троицы" сосредоточивали внимание на деталях: рисовали сцену заклания "агнца божия", изображали стол, заставленный яствами и т. п. У Рублева всё подчинено целому, идее единства и согласия - главной идее его иконы.

В чаше, вокруг которой восседают три ангела - голова жертвенного агнца. Это и прообраз жертвенности Иисуса Христа, но и символ Руси, России! Чаша - в центре иконы, все остальные образы сосредоточиваются вокруг неё, объединены ею. Это символ страдания во имя спасения всех, самопожертвования. Эта чаша - чаша "добра и зла", которую предстоит испить России, эта чаша - сама Россия, центр, вокруг которого вращается весь мир, всё мироздание.

Поражает изображение фигур ангелов. Они лишены телесности, они не ограничены материей, они бесплотны. Ничто их не отягощает, они не подвластны закону притяжения. Это чисто сакральные, духовные сущности величайшей степени абстрагирования и обобщения. Свободное расположение фигур передаёт легкость, подъём, величие духа, его торжество над косной материей.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz