От культуры московской руси к культуре россии

Два столетия зависимости от Золотой Орды усилили тягу народа к справедливости, миру, свободе. Если за 103 года (с 1492 г. по 1595 г.) Россия воевала с Ливонией, Швецией, Литвой, Польшей примерно 50 лет, то война со "Степью" (татарами) велась постоянно. В 1551 г. в Казани насчитывалось 60 тысяч русских пленников, насильственно угнанных в неволю. Поэтому стремление добиться политической стабильности, уверенности в завтрашнем дне, обеспечить мирные условия труда превратилось в сверхзадачу культуры, доминанту её развития.

Ответом на Вызов стало стремление к государственности, применение политических методов для решения культурных задач. Гибкая дипломатия Александра Невского, "экономное" правление Ивана Калиты, открытый вызов, брошенный Орде Дмитрием - свидетельства мудрости, мастерства русских князей и московских правителей - собирателей Земли русской.

Тяга к централизации, созданию единого государства, устранившего бы местный произвол, рассматривались как единственный вариант развития. Объединение вокруг Москвы как единственного культурного центра сформировало идею "единства", исключительности, одного варианта развития, одной формы, одного правителя - это авторитаризм в культуре, признание авторитета и поиск авторитета. Стремление к авторитаризму получило персонификацию в виде поддержки монархии, исключительности православия, что ограничивало поиск многообразия культурных форм.

Раннее развитие идеологии как воплощение идеалов, сложившихся в низах общества. И роль идеологии стала выполнять религия, православие.

Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву, оказал ему помощь, выразив не только позицию церковных кругов, но и исконные чаяния русского народа.

Православие стало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры - философии, политической мысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения.. Получили своё развитие православная литература, иконопись, храмовое строительство, церковное пение и музыка, монастырское освоение опыта "общежития".

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz