Российская культура в пору её расцвета

Российское общество разделилось на "славянофилов" и "западников" - "врагов-друзей", как их назвал Н. А. Бердяев. К "западникам" относились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин и др. "Славянофилов" представляли А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. В. Самарин.

Для "западничества" был характерен определённый набор идей, который они отстаивали в спорах. В частности, в этот идейный комплекс входили: отрицание самобытности культуры любого народа; критика культурной отсталости России; преклонение перед культурой Запада, её идеализация; признание необходимости модернизации, "осовременивания" российской культуры, как заимствования западноевропейских, по сути буржуазных, ценностей; представление о человеке как прообразе культуры общества, порядка. Идеалом человека западники считали европейца - "делового, прагматичного, эмоционально сдержанного, рационального существа, отличающегося "здоровым эгоизмом", типичным образом которого у писателя Гончарова выступает Штольц в его противостоянии Обломову. Характерной для "западников" была и религиозная ориентация на католицизм и экуменизм (слияние католицизма с православием, что привело бы на практике к ликвидации православия, его поглощению католицизмом), а также космополитизм. По политическим симпатиям "западники" являлись республиканцами, им присущи были антимонархические настроения.

По сути, "западники" были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники, но в рамках капиталистических, частнособственнических отношений.

Им противостояли "славянофилы", отличавшиеся своим комплексом стереотипов. Для них были характерны критическое отношение к культуре Европы; её неприятие как антигуманной, безнравственной, бездуховной; абсолютизация в ней черт упадка, декаданса, разложения. С другой стороны, их отличало преклонение перед культурой России, абсолютизация её уникальности, самобытности; героизация исторического прошлого; затушёвывание социальных противоречий в городе и деревне. Славянофилы свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматривая её как хранительницу всего "святого" в культуре. Духовным ядром культуры считалось православие, которое также рассматривалось некритически, преувеличивалась его роль в духовной жизни России. Соответственно, утверждался антикатолицизм и отрицательное отношение к экуменизму. Славянофилов отличала монархическая ориентация, преклонение перед фигурой крестьянина - собственника, "хозяина", и негативное отношение к рабочим как "язве общества", продукту разложения его культуры.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz