Российская культура в пору её расцвета

В поэзии - это имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Фета и др. В литературе, публицистике - Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и др. В живописи - К. Брюллова, А. Г. Венецианова, М. Врубеля, В. А. Тропинина и др. Был доведён до совершенства классицизм, который принял форму академизма. Создаются специальные художественные общества, организуются выставки, закладываются галереи искусств. Растёт интерес к театру: А. Н. Островский, А. В. Сухово-Кобылин, В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский становятся национально-признанными драматургами.

Развивается творчество композиторов: М. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. Н. Бородина.

Реформа 1861 года открывает новый этап в развитии культуры России, который получил название "Серебряный век". Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются прежде всего в охватившей российское общество дискуссии и в складывании двух направлений: "западнического" и "славянофильского". Камнем преткновения, не позволившим примириться спорящим, стал вопрос: по какому пути развивается культура России? По "западному", то есть буржуазному, или она сохраняет свою "славянскую самобытность", то есть консервирует феодальные отношения и аграрный характер культуры.

Поводом для выделения направлений послужили "Философические письма" Петра Яковлевича Чаадаева (1799-1856). Первое письмо было опубликовано в журнале "Телескоп" в 1836 г. В нём все беды России выводились из качеств русского народа, для которого, якобы, характерны: умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве, порядке, отсутствие самобытной "идеи". "Ни одна великая истина не вышла из нашей среды", - безосновательно утверждал П. Я. Чаадаев. "История России - это "отрицательный урок" миру", - считал философ. Резкую отповедь автору писем дал А. С. Пушкин: "ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал", - заявил поэт. Сам Чаадаев оправдывался тем, что он критиковал Россию, опираясь на некую "общечеловеческую правду".

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz