Российская культура в пору её расцвета

3. Происходит деидеологизация культуры, разрыв её с демократическими, революционными традициями.

4. Провозглашаются задачи "богостроительства" и "богоискательства" ("Мать" М. Горького, творчество Мережковского), для которых предлагается "обновить православие", создать вместо него новую религию, способную примирить общество, - например, религию сотрудничества "человека и бога" (В. С. Соловьёв), "закона любви" (Л. Н. Толстой); заменить православие "теорией общего дела" Н. Фёдорова. Марксизм предлагается заменить "позитивной" наукой, "социологией", "эмпирионизмом", махизмом, тектологией (А. Богданов).

5. Культура развивается в эсхатологических ожиданиях скорого "конца света" - революции. Часто вспоминаются строфы М. Ю. Лермонтова: "настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт". Широкий отклик получают не только такие картины, как "Над вечным покоем" И. Левитана, но и произведения И. Шишкина - "Утро в сосновом бору", М. Врубеля - "Поверженный Демон". Но особое внимание привлекает картина молодого художника К. Петрова-Водкина "Купание красного коня" (1910 г.), в которой напрямую усматривались революционные ожидания.

6. В духовном климате после поражения революции 1905-1907 гг. происходит нарастание индивидуалистических настроений, растёт интерес к иррационализму, мистическим явлениям. Ведьмы, колдовство, нечистая сила, столоверчение становятся модными увлечениями. Искусственно привлекается внимание к "проблеме пола", публику интересуют темы секса, получает толчок к развитию порнография.

7. От былого единства культуры XIX века, нашедшего выражение в стиле классицизма, академизма, через критический реализм культура периода "Серебряного века" приходит к многообразию стилей, течений, направлений: в литературе складываются акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм и т. д.; в живописи - классическое направление (рис. 15.23), модернизм (рис. 15.24, 15.25), кубизм, абстракционизм (рис. 15.26), авангардизм (рис. 15.27), примитивизм (рис. 15.28), неоантичность и проч. Попытка "модернизации" культуры, связанная с реформой П. А. Столыпина, оказалась неудачной. Её результаты были меньшими, чем ожидалось, и породили новые противоречия. Нарастание напряжённости в обществе происходило быстрее, чем находились Ответы на возникающие коллизии. Обострялись противоречия между аграрной и индустриальной культурами, что выражалось и в противоречиях экономических форм, интересов и мотивов творчества людей, в политической жизни общества.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz