Российская культура в пору её расцвета

Хотя реформы Петра I и открыли простор для развития образования, науки, просвещения, положение этих институтов культуры было непрочно, их развитие уступало по темпам, по количеству европейской системе образования.

И не последнюю роль здесь играла политика правительства и монархии. Официально самодержавие поддерживало науку, образование. Неофициально - сдерживало их развитие. Так, Екатерина II писала Салтыкову: "Черни не должно давать образование, поскольку будет знать столько же, сколько Вы да я, то не станет нам повиноваться в такой мере, как повинуется теперь". Сдерживала развитие образования, просвещения и сословность культуры: одна система образования решала различные задачи для представителей различных сословий:

для детей дворян предназначались кадетские и пажеские корпуса, обеспечивающие подготовку государственных служащих;

для лиц духовного звания - семинарии;

для солдатских детей - гарнизонные школы.

Более половины уездных городов России к началу XIX века не имели даже малых народных училищ. Министр народного просвещения С. С. Уваров заявил в 30е годы XIX века о необходимости "умножать, где только можно, число умственных плотин". Герцен, анализируя политику правительства времён Николая I, писал: "Власть только о том думает, как бы замедлить умственное движение".

Сохранялось сильное влияние церкви и религии. В 1819 г. во всех российских университетах были утверждены кафедры "богопознания и христианского учения", вводился обязательный курс богословия. Из школьных программ уездных училищ исключались начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. Развивался институт цензуры. Уставы университетов были изменены в сторону ограничения их самостоятельности. Напуганное революционными изменениями в Европе, самодержавие пыталось затормозить просветительские процессы, придать им нужную направленность и содержание.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz