Российская культура в пору её расцвета

Нельзя однозначно оценивать творчество представителей этого направления. Художественная форма играет важнейшую роль в искусстве, придаёт ему совершенство, законченность, отражает общесоциологическую тенденцию к самостоятельности социальных форм. Однако, нельзя забывать, что эта самостоятельность - относительна. В частности, культура находится в зависимости от характера политики, природы политического режима и т. д. В истории культуры России были мрачные страницы истории, когда усиливались государственный гнёт и политические репрессии, например, годы после поражения восстания декабристов, а также "мрачное семилетие" (1848-1855). В такие периоды направление "искусство для искусства" обладало определённой прогрессивностью, поскольку дистанцировалось от государственного гнёта, противостояло официозу в эстетике и культуре.

Но в общем и целом, большинство деятелей культуры признавало её служебную функцию, её зависимость от общества. Это нашло выражение в их творчестве. Так, К. Ф. Рылеев заявлял: "Я не Поэт, а Гражданин". А. С. Пушкин сформулировал свою позицию более совершенно: "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать". Н. А. Некрасов подчёркивал: "Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан". М. Е. Салтыков-Щедрин сформулировал свою позицию более однозначно: "Литература и пропаганда одно и то же", ставя свою лиру в прямую зависимость от служения обществу, народу.

Политические верхи общества также сформулировали свою позицию по отношению к культуре. Ещё в 20е гг. XIX в., как считается, Ф. В. Булгарин подал Николаю I записку об "искоренении лицейского духа". В ней он сформулировал политику, которая получила наименование "культурное охранительство", понимаемое, как "охранительство политическое". Суть этого направления заключается в том, что художественная культура рассматривалась как средство для снятия социальной напряжённости: "Пусть лучше кричат в театре, чем на улице" - вот смысл концепции. Но Николай I пошёл по другому пути: "Пусть нигде не кричат". Поэтому правительство стало усиливать цензуру, надзор за "неблагонадёжными" литераторами и поэтами, препятствовать развитию частных театров и проч.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz