Петровские реформы и их влияние на культуру россии

22 января 1724 г. в Сенате обсуждался "Проект о сочинении Академии", а 28 января был подписан протокол, где говорилось, что Пётр "указал учинить Академию". На содержание Академии было выделено 24 912 рублей в год. Перед Академией ставилась задача - "возвращение" и "расположение" "художеств и наук", их "размножение". Академическая деятельность должна была способствовать "славе государства", но также, чтобы и "польза в народе впредь была". Если университет - "собрание учёных людей, которые наукам высоким... младых людей обучают", то Академия - это "Социетет (собрание) персон, которые для произведения наук друг другу вспомогать имеют". Учёные в Академии должны обладать прежде всего "знаниями на современном научном уровне", но также развивать их "через новые инвенты (издания)" (в смысле новых открытий и изобретений).

На XVIII в. падает и учреждение Московского университета.

Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (для дворянских и "разночинских" детей) при нём был подписан Елизаветой Петровной 12 января 1755 г. (в "Татьянин" день) - "по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукою пользуются". Но крепостной мог поступить в Университет, лишь получив "вольную".

Студенты были государственными служащими. Они носили знаки государственной службы, шпаги, одеты были в мундиры зеленого цвета с красным воротом и обшлагами. Они обязаны были носить парик и шляпу. В числе первых студентов были Д. И. Фонвизин (1745-1792), В. И. Баженов, Н. И. Новиков, Г. А. Потемкин и другие известные впоследствии люди России. Фонвизин позднее вспоминал, что "в университете учились мы весьма беспорядочно" по причине "нерадения и пьянства учителей". Но сам Фонвизин, тем не менее, преотлично знал логику и латынь. Учителями вначале были иностранцы, а позднее выпускники самого университета - С. Е. Десницкий, С. Г. Забелин, П. Д. Вениаминов, Д. С. Аничков и др.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz