Петровские реформы и их влияние на культуру россии

В XIV-XV вв. складывается новая этническая общность - русская народность, наряду с обособившимися белорусами и украинцами.

Татаро-монгольское иго затормозило развитие культуры Руси, но не остановило её. Русь оказалась на время изолированной, "закрытой" от Европы и для Европы страной. Но по своему типу здесь доминировала европейская культура: земледельческая, городская, осёдлая с преобладанием единых христианских символов и ценностей, хотя и различающихся в некоторых деталях: на Руси православие, в Европе - католичество, а затем протестантизм задавали систему оценок.

Постепенно складывается новый культурный центр вокруг Москвы. Этот процесс открывает ряд этапов: в XIII-XIV вв. доминируют и соперничают два центра - Москва и Тверь. В XIV-XV вв. на первый план выходит Московское кнгяжество. В XV-XVI вв. продолжается культурный подъём и образование единого Российского государства. В XVI- XVII вв. происходит консолидация русской народности, становление России, российской культуры. С начала XVIII в. понятие "Россия", "российское" окончательно утверждается для характеристики государства и его культуры.

Этому предшествует период, который получил название "смутное время". Политическая нестабильность, отягощённая страшным голодом 1601-1603 гг., когда поели всех собак и кошек и "люди людей ели", как свидетельствует летописец, церковный раскол, нашествие поляков, "самозванчество", семибоярщина - все эти потрясения показывают необходимость и неизбежность наступления новой культуры, складывание которой начинается в XVII в. Она проявляется в трудах Симеона Полоцкого (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, 1629-1680), А Л. Ордина-Нащокина и других деятелей, предшественников Петра.

Реформы Петра I - это, по сути, вторая в истории России "модернизация" культуры. Первая была осуществлена в период становления Киевской Руси и её крещения.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz