Петровские реформы и их влияние на культуру россии

Государственному началу подчиняется всё здание культуры. Насаждаемая волей государя-императора, культура приобретает тоталитарные черты.

Православие не смогло стать выразителем интересов большинства. Сформировав идеи самобытности, самодостаточности культуры, её равноправия с культурами других народов, концепцию державности (Москва - "Третий Рим"), "добротолюбия" как формы отношений между людьми, православие ограничило свои духовные искания и перестало быть генератором национальных идей. Происходит подчинение церкви государству, ограничение религиозного начала в пользу светского, мирского. Религия перестаёт играть самодостаточную роль в обществе и постепенно начинает вытесняться нерелигиозными формами знания. Вера оказалась в подчинении у рассудка, чувства ставятся в зависимость от размышлений.

Все эти изменения происходят в сжатые, короткие сроки, при жизни одного поколения, проводятся энергично, подчас не считаясь с материальными и людскими жертвами: "азиатскими методами в азиатской стране". Нет, Россия тогда не была "азиатской страной". Но потребности "осовременивания", обновления её культуры сопровождались охаиванием всего русского, самобытного, уникального, того, что составляло единую линию развития культуры русского народа на протяжении тысячелетий.

Реформы Петра I носили противоречивый характер, а значит, были непоследовательными, половинчатыми. Но, пожалуй, главный их недостаток заключался в том, что они происходили за счёт нещадной эксплуатации крестьянского труда. Пётр I предпринял попытку создания индустриальной культуры методами, сложившимися в рамках аграрной, то есть усиливая систему закабаления работника, ограничивая его свободу, распространяя крепостничество и на труд промышленных работников. И это противоречие сказалось на его наследстве. При его преемниках была воспринята внешняя сторона модернизации - "онемечивание" культуры, но была отброшена её историческая суть: предоставление работнику большей свободы, независимости, самостоятельности, и прежде всего - в аграрном производстве, развитие промышленности как базы новой культуры и создание нового работника - индустриального рабочего. В то же время, реформы Петра подтолкнули развитие российской культуры, придали ей новые импульсы творчества, заложили новую систему смыслов, ценностей, оценок. Впоследствии, в XIX веке, они проявят себя в полном объеме. И формировать их будет та система науки, образования, искусства, которая была заложена Петром I и его соратниками в XVIII столетии. Пожалуй, становление системы просвещения - самая характерная черта петровских реформ.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz