"неолитическая революция" и её культурные последствия

Специализация культуры имеет ещё одну сторону - она сама является важнейшим фактором роста производительности труда. Теперь работник материального производства заинтересован в производстве не только необходимого, но и избыточного продукта с тем, чтобы обменять его на услугу, продукт духовной деятельности - шамана, колдуна, певца, сказителя, врачевателя и т. д. В то же время, последние заинтересованы в производстве продукции, востребованной производителями материальных благ, что является важнейшим стимулом для духовного творчества.

Переход к новой культуре сопровождается и изменениями в объекте поклонения. Ранее это были хозяева природного богатства - духи покровителей, хранителей леса, воды, стад, рыбьих стай и т. д. "Взяв" у них часть богатства, необходимо было вернуть им "эквивалентный" продукт - жертву.

С переходом к земледелию и скотоводству объектом поклонения стали иные боги - ответственные за производство, создатели - творцы, демиурги - порождающие новый продукт: зерно, животных и самого человека. Создаются и иные праздники: сельскохозяйственного цикла у земледельцев, природного цикла обновления степей и домашних животных - у скотоводов. Объекты поклонения приобретают зооморфную, а позднее антропоморфную форму. Важную роль начинают играть солярные (солнечные) и астральные (звёздные) культы.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz