"неолитическая революция" и её культурные последствия
Раньше считали, что переход к земледелию или скотоводству облегчает труд человека, даёт ему больше свободного времени. Последние исследования показывают упрощённость такой трактовки: переход к культуре присвоения в её аграрном, сельскохозяйственном виде сопровождается увеличением рабочего времени, усилением напряженности, монотонности труда, потерей его творческого характера. Единая ранее, синкретичная культура охотников и собирателей разделяется: из материальной культуры выделяется умственная, духовная культура в качестве самостоятельного вида деятельности.
Теперь единство культуры достигается в результате обмена избыточного продукта на услуги, духовную продукцию. Каждая из культур специализируется в своей области, взаимно дополняя друг друга, способствуя развитию друг друга, то есть выступает в коэволюционных связях. Тот или иной вид культурной деятельности закрепляется за определённой группой лиц и передаётся со временем по наследству: происходит становление каст, варн, сословий и т. д.
Пожизненное закрепление за тем или иным видом деятельности приводит к ограничению свободы человека. Выбрав один вид занятий, он не может заниматься другими. Закрепление специфического вида культуры за группой лиц и передача этой деятельности по наследству приводят к ещё большей потере свободы. Теперь человек теряет право выбора уже самим фактом своего рождения в касте. Например, он обречен быть воином и никем другим.
Но процесс дифференциации и специализации имеет и положительные стороны: быстрее происходит накопление опыта в конкретной области культуры, его сохранение и передача. Теперь отдельно накопленные знания, умения, навыки не теряются, а передаются внутри слоя и чаще всего - внутри семьи: от отца к сыну, от матери - к дочери.
предыдущаяследующая