Особенности возникновения культуры киевской руси

На Северщине, то есть на Черниговщине, обнаружены наиболее совершенные по исполнению предметы древнерусского искусства в дохристианском стиле. На землях северян обнаружена "Велесова книга", северянином был легендарный Боян, "Велесов внуче", "соловей старого времени"; на Северщине создавалось "Слово о полку Игореве", рязанский монах Софоний, создавший "Задонщину", был брянским боярином, то есть северянином по происхождению. По подсчётам Владимира Чивилихина, в Северной земле было больше городов, чем во всех других русских княжествах.

Высокой культуры достигли вятичи. Известны такие вятичские города, как Девягорск, Дедославль, Домогощ, Карачев, Козельск, Коломна, Колтеск, Кремы, Любыньск, Москва, Трубеч и др.

К этому времени политические и культурные различия между славянскими племенами ещё сохранялись. Археологами была составлена карта находок украшений различного типа, главным образом, височных колец - непременных украшений славянских женщин. Она была сопоставлена с картой расселения славянских племён и полностью совпала: находки колец определённого типа не пересекают границы земель соответствующего племени. Так, для вятичей были характерны кольца с семью висящими лепестками.

Остаются и междоусобицы племён - каждый племенной союз претендовал на первенство. Лишь политическое объединение вокруг Киева позволило сложиться русскому этносу. Поляне последний раз упоминаются в летописях в 944 г., дреговичи в 1199 г., радимичи в 1199 г., северяне в 1183 г., вятичи в 1197 г. Названия всех этих этносов вытесняются терминами "русские", "русичи", которые применяются к населению Киевской Руси. На место былых племенных названий - поляне, словене (новгородские), древляне, радимичи, северяне, дреговичи, кривичи, вятичи, включая и угро-финские этносы - чудь, мери, весь, приходит одно самоназвание - "русские".

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz