Особенности возникновения культуры киевской руси

В истории российской культуры допетровской эпохи обычно выделяют несколько периодов, определяемых по уровню развития государственно-религиозных институтов, особенностям исторического процесса, доминантным ценностям:

Культура домонгольской Руси (IX-XII вв.), её же можно назвать "Киевской Русью".

Культура времён ордынского нашествия и ига (XIII-XIV вв.).

Культура постордынского периода или культура Московской Руси (XV-XVII вв.).

В эти периоды наиболее значительными, поворотными, этапами в культурном развитии были X, XII-XIII и XVI-XVII вв. Этим периодам предшествовали сложные годы политической и культурной консолидации. На смену Черняховской культуре, "Русколани" "Велесовой книги", постепенно приходит культура киевских полян. Становление, возвышение нового культурного центра - Киева - осуществляется в сложной исторической ситуации.

Сперва готы (350-371), а потом гунны (371-375) подорвали могущество Черняховской культуры. Раскопки показывают следы её жестокого разгрома. Какие-то остатки культуры сохраняются только в лесах. Но постепенно могущество славянских племён восстанавливается: Русь, сохранив силы свои и, "гуннов отразивши, сотворила Край Антов и Скуфь Киевскую". Образование Киевской Руси и Антии устрашило готов, и они ушли "вон к своему краю", как повествуется об этих временах в "Велесовой книге".

Именно к концу IV века относится строительство основной части Змиевых валов, располагающихся на юге Киевской области. Антия, по свидетельству Иордана, располагалась "близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра" (анты - это "венды", "вантит", то есть вятичи). В 395-397 гг. готы во главе с внуком Германариха Амалом Винитаром напали на антов, одолели их. Князь Бус с сыновьями и 70 старейшин были распяты. Это отразилось и в "Слове о полку Игореве" как "время Бусово", и в "Велесовой книге" (8. 10. 27). Но Антия устояла.

предыдущая темаследующая
Hosted by uCoz