Культурогенез

1. рисунок, исполненный охрой (красно-бурой краской);

2. рисунок, выбитый на поверхности камня. При этом среди рисунков попадаются контурные, но иногда встречаются и выбитые сплошь.

Первобытная живопись привлекает к себе внимание исследователей, начиная со своего "открытия" и до современности. Интересен сам метод, каким в то время пользовался человек, создавая изображения.

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией эволюции метода. В любом изображении, даже созданном первобытным художником, используются два метода - реализм и абстракционизм. Так, художник всегда абстрагируется, отвлекается от каких-то черт, деталей, несущественных с его точки зрения, в то же время, какие-то части изображения его привлекают. Однако отмечена определённая закономерность - в начале становления культуры преобладает реализм, по мере развития в ней усиливаются "абстрактные" моменты.

Для первобытного искусства эта закономерность также характерна. Первые обряды, "изображённые" в эту эпоху, - это контуры ладони самого художника; волнистые линии, проведённые по стенке пещеры. Позднее появляются фигурки зверей, выполненные в реалистической манере, весьма натурально: они все в движении, они все "узнаваемы". Этот метод мы бы могли назвать "примитивным реализмом", "натурализмом".

В изображениях присутствуют две идеи:

1. идея размножения, продолжения рода;

2. идея удачной охоты, промысла.

Для выражения первой идеи служат изображения с подчёркнуто выраженными органами размножения у человека и животных. Иногда в рисунках присутствует антропоморфное существо с телом мужчины и головой зверя.

Вторая идея представлена значительно чаще: большинство петроглифов (рисунков на камне) изображают сцены охоты, её приемы, орудия. По мере развития этой культуры появляются приемы стилизации, а это свидетельствует о нарастании методов абстрагирования. Появляется орнамент - на оружии, одежде, керамике.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz