Типы духовной культуры

Этот процесс не происходит автоматически: мы можем получить и излишне "старческих" детей и "инфантильных" взрослых, ведущих себя безответственно, как дети. И та и другая крайности нежелательны в общественной жизни: у Юрия Олеши есть "Сказка о потерянном времени", где в шутливой манере рассказывается о подростках, вдруг превратившихся в стариков, и о стариках, на время ставших детьми. Но то сказка, хуже, когда такая ситуация складывается в действительности.

Мы должны отметить ещё одну закономерность. В зависимости от состояния общества - находится ли оно на стадии подъёма или упадка - в нём преобладает "аполлоновское" или "дионисийское" начало в культуре. В условиях распада устоявшихся связей, традиций, норм рациональные формы культуры перестают восприниматься. Чтобы привлечь внимание зрителя, художник, артист, писатель вынужден прибегать к таким формам творчества, которые могли бы остановить прохожего, заинтересовать его, воздействовать на его чувственные компоненты, затронуть самые глубины его психики. И наоборот, преодолев спад, выйдя на линию подъёма, культура начинает сторониться своих чувственных компонентов, прибегая к рациональным формам своего бытия.

Особенно заметна эта тенденция на примере культуры постсоветской России. В 90е гг. в особую моду вошли разного рода экстрасенсы, колдуны, астрологи, "народные целители" и прочие творцы и носители иррациональной, мистической, эмоционально-чувственной составляющей в культуре. А вот по мере "выздоровления" общества интерес к ним уменьшается и сходит к минимуму. Но в чём-то схожую ситуацию мы наблюдаем и в начале ХХ века, после поражения первой русской революции. Здесь также на определённое время получает своё развитие "дионисийское" начало в культуре.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz