Культура как отношение человека к природе и её типы

Приход культуры аграрного производства не уничтожает культуру присвоения. Культура присвоения продолжает существовать, выполняя какие-то дополнительные функции во вторичных областях, всё в большей степени завися от успехов аграрной культуры. Но и промышленная революция не уничтожает аграрное производство, оно сохраняется, и, более того, его роль и значение усиливаются - оно само превращается в вид индустриальной культуры - насыщаясь новой техникой, современными технологиями, повышая свою энерговооруженность. Но и индустриальная культура быстро исчерпывает свои возможности. К концу ХХ века мир заговорил о "постиндустриальной культуре", о "технотронном обществе", об "информационной цивилизации", о приближении "третьей волны" и т. д. Мы стоим на пороге новой культуры. Какой она будет? Ответить на этот вопрос и стремится такая наука, как футурология - наука о будущем. Но, изучив определённые закономерности в развитии культуры, мы можем сказать, что появление новой культуры, нового её типа, означает не полное отрицание старой, но её преобразование, сохранение всего положительного, что она может передать новым культурным формам.

Как мы видим, более простая культура, исторически более древняя, входит в новую культуру в виде её компонентов, иногда остаётся в форме части общества, меняя свою роль, функции, усложняя новую культуру. Новая культура надстраивается над старой, возвышается над ней, образуя более высокую культуру. Старая культура, предшествующая новой, представляет, по сравнению с новой, более простую, исторически предшествующую стадию, а значит, более низкую культуру. Конечно, мы далеки от того, чтобы считать всё новое - более возвышенным, а старое - более низким. Но относительно некоторых компонентов старой и новой культур это утверждение подходит. Исторически более прогрессивные типы культур представляют и более высокие их формы, именно они определяют и прогрессивный облик новых культур.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz