Культурная реформа и её демократическое содержание

Обвинив "социалистическую" культуру в абстрактности, идеализме, демократическая культура постсоветской России сама не избежала примитивизации. И эту антигуманную, антидемократическую, абстрактную культуру навязывают средства массовой информации, утверждая её в качестве шаблона поведения, понимания, смысла. Так безоглядно понятая и утверждаемая свобода порождает собственную несвободу. Борясь с былой односторонностью "социалистической" культуры, культура периода демократической современной России порождает свою несвободу. Утверждается новая форма культурной зависимости, закреплённости.

Расширяя поле культурной свободы, государство возлагает бремя ответственности за последствия выбора на самого человека. Ответственность каждого человека несоизмеримо возрастает, этим стимулируется личная инициатива, требовательность, дисциплинированность. В условиях, когда государство было единственным собственником, оно же выступало и гарантом, ответственным за все результаты своей деятельности и деятельности любого гражданина. При культурном плюрализме главным ответственным лицом за последствия культурного процесса выступает сам человек. Успех и неуспех зависят теперь от его выбора и поведения. Государство выступает, как безответственное условие функционирования культуры, создающее лишь определённый фон её развития, но не как действенный фактор. Государство оказывается вне культуры, а культура - за пределами государства. Каждое из этих явлений превращается в самостоятельное, независимое лицо исторического процесса, хотя эта независимость - относительна. Государство всегда выражало не только классовый, но и национальный интерес. Дистанцирование культуры от государства, а государства - от культуры приводит к тому, что культура теряет свой государственный, этатистский характер, становится надпартийным, внепартийным явлением. Но, с другой стороны, она, теряя классовое содержание, не успевает приобрести национальное. Современная культура демократической России, порвав с интернационализмом, не смогла приобрести национальную форму, стала заигрывать с космополитизмом. Отсюда - широкое распространение "американизмов" в культуре России: слов, кинофильмов, техники, моды. Если в 20-е годы как болезнь распространялась мода на всё "европейское", французское или немецкое, то в 90-е - на американское: герои американских комиксов стали привычными для российских детей, более привлекательными, чем персонажи русских сказок, вместо стихов Пушкина чаще вспоминаются рифмованные тексты американских реклам. Как мы видим, критикуя и отрицая культуру социалистической России, демократическая культура стала воспроизводить её самые одиозные черты.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz