Условия становления и этапы развития культуры постреволюционной россии

В начале ХХ века, то есть спустя два столетия после времён Елизаветы Английской, 80% населения России ещё жили в деревне, были связаны с аграрной культурой. Соответственно, прибавочный продукт, который мог быть изъят из аграрного производства, был невелик.

Некоторые исследователи с восторгом говорят о культуре "Серебряного века" в России. Они отстаивают идею о том, что она опережала во многих областях культурные движения Европы. И это так. Мы можем сослаться на целое поколение артистов, писателей, художников, вошедших в число деятелей культуры мирового значения. Но что за этим скрывалось?

К середине 90х гг. XIX века около 40% дворянских земель оказалось заложенными, а несколько тысяч дворянских имений в год продавалось за долги. В художественной форме этот процесс отразил А. П. Чехов в своей пьесе "Вишнёвый сад". Российский дворянин разорялся. Он не превращался в промышленника, как это происходило в Европе, а становился паупером, деклассированным элементом, либо шёл на государственную службу или переходил в ряды интеллигенции. Дворянская, феодальная, культура умирала, порождая пышные, высокохудожественные формы, питая своими соками литературу, поэзию, живопись. Новый же класс, промышленная буржуазия, не готов был взять на себя обузу финансовой поддержки культуры.

Однако, и аграрное производство уступало по своим показателям более развитым странам. В начале ХХ века средняя урожайность зерновых составляла 39 пудов с десятины. Производство хлеба на душу населения в Канаде в это же время составляло 117,6 пуда, в Аргентине - 93, в США - 67,2, а в России - 37,5 пуда (1913 год). В результате столыпинских реформ из 14,6 миллиона хозяйств в 1916 году отруба составляли 9,1%, хутора - 2,3%. Таким образом, реформа Столыпина не спасала положения.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz