Достижения и ценность культуры предков руси

Нашим предкам были известны и философские концепции, объясняющие строение мира, например, концепция "единства и множества". Вопреки утверждениям о том, что наши предки не знали "единого" начала этого мира, а значит, у них не было и единого божества, есть свидетельства, что это не так. Прокопий Кесарийский писал, что славяне "почитают реки, и нимф, и другие божества", и указывает, что "они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми".

Весь мир наши предки делили на три сферы - Правь, Явь и Навь, что отразилось в стратификации захоронений, в художественных изображениях и изделиях. Этому соответствует деление мира на три части - духовную, физическую, астральную.

"Велесова книга" также говорит о том, что славянам был известен единый бог: "Разве Вышень, и Сварог, и иные суть множество? Ибо Бог есть един и множественен, и пусть никто не разделяет того множества и не речет, якобы имеем богов многих". И далее: "Едины есть Хорс и Перун, Яр, Купала, Лада, Дажьбог".

Имеются параллели в славянской мифологии с кельтской. Так, у кельтов имеется божество Жиль де Кэр, лошадь которого отвозит людей в загробный мир. В "Слове о полку Игореве" упоминаются богини Карна и Жля, оплакивающие погибших воинов.

Можно проследить и более поздний мифологический пласт, относящийся к скифо-сарматскому периоду. Отсюда появляется божество Хорс, одно из воплощений Митры (Михры), Огнебог - принял второе имя "Семоргл" от иранского "Симург". В Свентовите - много общего от иранского Спента-Майнью ("Святой дух"). Слово "небо" произошло от иранского "небах". Понятия добра и зла, борьбы этих сил между собой - центральные в зороастризме, у славян они получили персонификацию в Белобоге и Чернобоге, от которых идут "радость" и "безумие".

Таким образом, в религиозной культуре предков Руси отразились и единое, индоевропейское, прошлое, и сложная, самобытная, собственная история развития мифов, концепций, легенд и их контактов с другими народами.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz