Достижения и ценности культуры возрождения

Если мы посмотрим на проблему шире, то обнаружим, что художник решает неразрешимую задачу: он пытается на двухмерной плоскости изобразить трёхмерный мир, окружающий нас. А два к трём не сводится до конца, всегда остаётся иррациональный остаток. Поэтому любое искусство - условно, любой метод отражения чреват ошибками, погрешностями. Это характерно и для "реализма", и для "абстракционизма". Нет и единого, пригодного для всех народов и на все времена метода изображения. Более того, в любой картине мы можем встретить и элементы реализма, и приёмы абстрагирования. Рассмотрим те изменения, которые происходят в живописи, её духовном состоянии.

Считается, что первым живописцем, в творчестве которого проявляется новое духовное содержание культуры Возрождения, был Джотто ди Бондоне (1266/70-1337). Наиболее известны его работы: "Мадонна со святыми и ангелами" (1310 г.), фрески в Капелле дель Арена в г. Падуя: "Страшный суд", "Благовещение", "Поцелуй Иуды", "Явление ангела Св. Анне" и др. Уже краткий перечень картин показывает, что сохраняется библейская тематика, и в этом его близость к средневековой культуре. Но изображения, композиция, трактовка образов меняются. Удлинённость фигур, их устремлённость вверх, к богу, характерные для средневекового теоцентризма, уходят в прошлое, но ещё сохраняются для отдельных деталей: например, лицо Девы Марии - несколько удлинено.

Символизм Средневековья уступает своё место открытой трактовке образов: Дева Мария - это и богоматерь, и просто земная мать, кормящая дитя. Хотя двойственность сохраняется, но на первый план выходит светский смысл её существования, человеческий, а не сакральный. Зритель видит земную женщину, а не божественный персонаж. Хотя символизм сохраняется в цветах, одеяние девы Марии по канону раскрашено в красное с голубым. Возрастает цветовая гамма: в Средневековье присутствовали и доминировали сдержанные, тёмные краски - бардовые, пурпурные, коричневые. У Джотто - краски яркие, сочные, чистые. Появляется индивидуализация. В средневековой живописи главное - изобразить божественную суть персонажей, а она у всех - едина. Отсюда - типичность, похожесть образов друг на друга. У Джотто каждая фигура наделяется своим характером, она уникальна, не похожа на другую. Происходит "снижение" библейского содержания, чудесные явления низводятся до обыденности, до бытовых подробностей, до дома, хозяйства. Так, ангел является в обычную комнату. В Средневековье детали пейзажа, фигуры человека зависят не от перспективы - дальше или ближе к нам они располагаются, не от физического пространства, а от сакрального, божественного веса фигур. У Джотто это ещё сохраняется - больший размер придается более значимым фигурам, и это сближает его со Средневековьем.

предыдущаяследующая
Hosted by uCoz